Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Методические рекомендации для обучающихся детского объединения «Маска»

Занятия по д/о "Маска" на 2020-2021 учебный год


Занятия на неделю с 16 по по 20 ноября 2020г.

razvitie-chetkoy-diktsii-i-orfoepii-2020-g.docx​

razvitie-chetkoy-diktstsii-chistogovorki-2020-g.docx

slovesnye-zagadki-2020-g.docx


Занятие на 13.04.2020 г

1. Правила работы на театральном кружке.

• если бы у него болел зуб• попала соринка в глаз

• жали бы туфли• был пирожок во рту

• хотелось бы в туалет• поездка в переполненном транспорте

• под звуки вальса в парке

• когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Как бы эти внешние условия влияли на характер разговора?

2. ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различной интонацией.

3. ИМИТАТОРЫ

Суть этого упражнения очень простая - актеры по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесу родилась елочка", но используя различную интонацию. Например, можно произнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосом робота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо, испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться

4. Практическое задание:

* прочитать внимательно стихотворение;

* выделить главную мысль и идею:

* определить слова и фразы для выделения голосом в выразительном чтении;

* выразительно прочитать 3-5 раз стихотворение.

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Кусочек хлеба - это очень мало,

Но крошечка достанется тебе!»

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…»

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Занятие на 15.04.2020 г


Работа с одноактными спектаклями.

Задание:

Глупая лиса

Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.

Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.

Вредная коза.

Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.

Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.

Фома

— Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить.

— На что тебе сено? — Коровок кормить.

— На что тебе коровки? — Молоко доить.

— А зачем молоко? — Ребяток кормить.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал. — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

—Лестницу ждешь? — Жду.

— Яма сыра? — Сыра.

— Как голова? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Кисонька-мурысонька

— Кисонька-мурысонька, где была? — Коней пасла.

— Где кони? — За ворота ушли.

— Где ворота?— Огонь сжег.

— Где огонь? — Вода залила.

— Где вода? — Быки выпили.

— Где быки? — За гору ушли.

— Где гора? — Черви источили.

— Где черви? — Утки склевали.


Занятие на 17.04.2020 г

Тема: Понятие «Эстрада». Эстрадное представление.

Эстрада

вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.

Истоки Эстрады находят ещё в выступлениях бродячих артистов (скоморохов , Жонглёров, Шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

В 1919 был создан Театр революционной сатиры (Теревсат) в Витебске, в 1920в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве и других городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили современные революционные произведения. Эта традиция была продолжена «Синей блузой»

«Эстрадность – это, прежде всего, открытость. Открытость всего – актерского искусства, принципов внешнего оформления, способов общения с публикой».

В.А. Шпагин называет следующие отличительные признаки эстрады:

«1). Эстрада – наиболее подвижный вид искусства, оперативно отражающий актуальные события, проблемы социальной, политической и бытовой жизни. Отсюда злободневность, актуальность эстрадных программ.

2). По направленности эстрада чаще комедийно-отрицательная, чем положительная, чаще развлекательная, чем поучающая и разъясняющая.

3). Самодозволенность и смелость в осмеянии язв, негативов жизни. Эстрада, а тем более народная, во все времена была в чем-то оппозиционна режиму власти.

4). Смеховая природа эстрады – главное «лекарство», лечащее зрителя от социальных язв и пороков. Смех – средство преодоления негативов жизни. В смехе равны все, и в этом его народность, демократизм. И в этом смысле эстрадный смех приближается к карнавальному.

5). Природа эстрады – это легкость, и естественность, и простота, и доступность понимания всего, что происходит на сцене.

6). Разножанровость, динамика действия, яркая зрелищность создают праздничность эстрадного выступления, а его открытость, развернутость на зрителя обеспечивают активность восприятия».

Как любому виду искусства, эстраде присущ свой индивидуальный язык. И единицей такого эстрадного языка выступает эстрадный номер (в театре – спектакль). В создании эстрадного номера концентрируется творчество автора, актера, режиссера, художника, звукооператора, светооператора. Главенствующее положение номера в структуре эстрады несомненно. Именно художественные достоинства эстрадного номера, в конечном счете, определяют вектор развития эстрадного искусства в целом.

«Совокупность эстрадных номеров, организованных определенным образом, является эстрадным представлением». Формами эстрадного представления могут быть эстрадный концерт, эстрадный спектакль, эстрадное обозрение (ревю, шоу). В последние десятилетия наблюдается процесс активного поиска новых зрелищных эстрадных форм.

В специальной литературе эстрадное искусство первоначально было принято делить на два вида: концертную и театральную эстраду. В последнее время появилось такое понятие, как праздничная эстрада. Зарождение этих видов эстрады происходило практически одновременно и своей историей уходит в глубь веков.

Истоки эстрадного искусства лежат в представлениях бродячих актеров: в России – скоморохов, во Франции – жонглеров, в Германии - шпильманов и др. Их выступления включали сатирические сценки, пение, танцы, акробатику, жонглирование, дрессуру. Возможно, у истоков концертной эстрады стояло творчество древних музыкантов, увеселявших в древние времена гостей царских придворных пиршеств. С другой стороны, первыми эстрадными артистами можно считать древних бардов и скальдов, древних гусляров или средневековых трубадуров (поэт и композитор) и менестрелей (исполнитель), странствующих рыцарей, выступающих перед владельцами средневековых замков, знатными рыцарями и дамами.

В процессе формирования русской концертной эстрады важную роль сыграли народные хоры. После отмены крепостного права хоры, освобождались от прежних ограничений. Теперь речь шла уже не об отдельных хорах, появлявшихся на эстраде, каковыми были солдатский хор Ивана Молчанова или фабричный хор В.Г. Жукова, а всё большее число профессиональных хоровых коллективов, и хоровых товариществ.

Теме скоморошества посвящен целый ряд исследовательских работ культурологов, фольклористов, лингвистов, положивших начало целой науке – скомороховедению (одно из первых фундаментальных исследований - книга А.С.Фаминцына «Скоморохи на Руси», которая вышла в 1889 году). Но до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения ни по поводу этимологии слова «скоморох», ни по поводу истории становления скоморошества в древнерусской культуре.

Искусство скоморохов преимущественно сказалось в области музыки, пения и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии. Это и предрешило взаимосвязь скоморошьего творчества с рядом жанров, в последующее время развивавшихся на эстраде. Скоморохи были первыми представителями профессионального театра, работающими почти во всех жанрах уличных представлений: площадные лицедеи, плясуны и песенники, гудочники и волынщики, петрушечники и медведчики. Представления скоморохов объединили разные виды народного творчества: и собственно драматические, и цирковые, и эстрадные. Дифференциация произошла гораздо позже, примерно в XVI-XVII веках, и уже в наше время скоморошечьи виды искусств можно рассматривать как отдельные полноценные профессии, унаследовавшие традиции творчества скоморохов.

К началу XVI столетия стали образовываться скоморошьи ватаги, то есть артели скоморохов. Они представляли собой большие труппы, состоявшие из песельников, плясунов, кукольных комедиантов, балагуров, глумотворцев и сопровождавших их музыкантов, и насчитывали до сорока и более человек. Эти артели подразделялись на «подвижные» и «оседлые». «Подвижные», «пришлые» скоморохи странствовали, бродяжничали по стране в поисках пропитания. «Оседлые» скоморошьи артели жили в посадах и слободах. Наибольшую значимость среди скоморохов приобрели острословы, глумотворцы-сатирики – исполнители глумов, то есть юмористических или сатирических сценок. Они привлекали особое внимание, поскольку в их творческой деятельности заключались элементы сатиры и юмора, соответствующие природе эстрадных жанров. Скоморохи-дрессировщики устраивали так любимые русским народом «Медвежьи потехи».

С утверждением на Руси православной веры скоморохи, равно как и всяческие зрелища с их участием, подпадают под запрет и осуждение церкви. Однако, несмотря на многочисленные конфессиональные запреты и осуждение, скоморохи постоянно появлялись на всевозможных игрищах и празднествах. Скоморошество на Руси развивалось вплоть до начала XVIII века – до так называемого периода «Петровских реформ».

Скоморошество положило начало развитию народного кукольного театра – театра Петрушки. Первоначально кукольный театр Петрушки был составлен из персонажей итальянской кукольной комедии. Но постепенно стали укореняться национальные персонажи, появились барин, солдат, цыган, доктор, невеста. Комедия Петрушки состояла из коротеньких злободневных сценок, была насыщена музыкальными номерами: куклы беспрерывно пели, танцевали, пародировали известные произведения, и, конечно же, импровизировали и общались со зрителями. Так появились принципы интерактивного зрелища. Традиции театра Петрушки в советский период были блестяще продолжены кукольным театром С.В. Образцова.


Занятие на 20.04.2020 г

Тема: «Виды эстрадных представлений»

В советский период отечественной истории и по настоящее время профессиональная концертная эстрада в структуре государственных организаций и учреждений развивается в рамках филармоний, а любительская (самодеятельная) эстрада сконцентрирована в концертной деятельности культурно-досуговых учреждений.

С конца ХХ века и по настоящее время наблюдается активизация деятельности коммерческих организаций, занимающихся концертной эстрадой. Это направление носит название шоу-бизнеса, и ведущую роль здесь играет продюсер.

Ряд исследователей выдвигает следующие формы концертной эстрады: концерт (так называемый «сборный» концерт), тематический концерт, сольный концерт, юбилейный концерт.

Театральная эстрада своими корнями уходит в народные обряды, календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, принявшие театрализованный характер. Формирование русской театральной эстрады исследователи связывают с деятельностью скоморохов.

Концерты бывают самых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.),

литературный (художественное чте­ние),

смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.),

эстрадный (легкая вокальная и инстру­ментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые но­мера и др.).

Не оспариваю данное определение видов концерта. И все же на практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два ос­новных вида: филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распро­странены концерты эстрадные. Как вы понимаете, о них я и веду речь.

Дивертисментный (сборный) концерт

Наиболее распространенной, если не сказать основной, традицион­ной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупно­сти номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства.

В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сбор­ный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего - «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров раз­личных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов».

К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого каче­ства. И происходит это чаще всего из-за неверного понимания сущности эст­радного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и ор­ганизационных особенностей этого вида искусства.

Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребля­ется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».

Варьете

Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного концерта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным иностранным словом, красующимся на самых различных афишах, скрывается тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступлений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусников и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его программу хотя бы одно выступление того или другого популярного исполнителя.

Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадноеискусство (эстрадная программа), составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или Лоране. Поэтому в таких программах преобладают номера оригинальных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, в данном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практи­ками стерлись.

Кабаре

Кабаре (фр. - кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертисментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, Идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками публику.

В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетители которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элитных клубов.

В начале XX века кабаретные программы состояли из различных, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызываю­щий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной про­грамме!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры.

И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (• такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны (Сличаться атмосферой раскованности, импровизационности, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему ре­жиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом».

В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились про­граммы, так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические но­мера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.Силин). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.

Шоу

Шоу (англ. - 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространен­ный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обяза­тельным участием хотя бы одной эстрадной «звезды».

Шоу - это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракцио­нах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связка­ми, построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореогра­фических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышно­стью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом, чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу но­меров, тем ярче сценическая форма шоу.

Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наме­тилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мю­зик-холльным программам, представлениям.

Обозрение (фр. - Ревю)

Обозрение - такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозре­ния строится на возникшей для героя (героев) необходимости совер­шать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолиро­ванное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение - эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединённых в эпизоды разных номеров. Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность. В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и Прелого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонтирванное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незави­симо от создаваемого представления (существующих или существо­вавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко Преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение вне отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя драматургия. Ведь он сам - завершенное произведение, которое может со­противляться подчинению.

Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки (режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.


Занятие на 22.04.2020 г


Тема: «Подготовка эстрадной программы.

Подготовка эстрадного номера.»

Задание: Выбрать номер для выступления в эстрадной программе:

Родничок

Действующие лица: автор, родник, пчёлка, синичка, зайчик, Маша, комар.

Автор. Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, а пчёлка уже летит на работу – нектар с цветов собирать. Видит, родничок…
Пчёлка. Родничок, родничок, ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Я не знаю. Я ещё маленький.
Пчёлка. Родничок, родничок, дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей досыта.
Пчёлка. Спасибо тебе.
Автор. Напилась пчёлка. А родничок стал глубже, прозрачнее.
Зайчик. Дай и мне водицы попить. Очень вкусно! Спасибо тебе пребольшое.
Автор. Ещё шире стал родничок. Знай, булькает. Идёт мимо Маша с ведёрком за ягодами. Солнышко пригревает. Захотела Маша пить. Увидела родничок.
Маша. Ой, родничок. Дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей, пожалуйста. Мне не жалко.
Маша. Какая свежая водичка! Спасибо.
Автор. Ещё шибче забулькал родничок. Ещё чище стала вода в нём. Вдруг летит болотный комар. Не спрашивая ничего, напился воды. «Спасибо» не сказал и сидит на листке. Долго так сидел, потом спрашивает:
Комар. Ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Пили из меня водичку пчёлка, птичка-синичка, зайчик – серенькие ушки, Маша с ведёрком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай. А я ещё маленький.
Комар. Экой ты, родник, всех подряд водой поишь. Береги для себя воду.
Автор. Дело к вечеру. Солнышко начало садиться. Прилетела пчёлка.
Пчёлка. Можно водички попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Улетела пчёлка к другому водоёму. Летит синичка.
Синичка. Можно холодненькой водицы попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Пробежал зайчик – серые ушки. Прошла Маша с ягодами. Прошёл дедушка. Никому родничок не дал воды попить. А солнышко всё ниже. Трава полевая всё выше. Затянула водицу зелёная ряска, появился мокрый мох.
Родник. Буль…
Автор. Не стало в поле родничка, одно топкое место – раздолье для комаров. Вот к чему жадность приводит.

Миша и его друзья(По стихотворению В. Степанова)

Действующие лица: автор, лисички, заиньки, крот, белка, бобр, ёж, медведь

Автор. По завалам, по оврагам шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь. Отвечайте, звери, мне - вы готовы ли к зиме?
Лисицы. Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, мягкие, пуховые.
Автор. Отвечали Заиньки.
Заиньки. А у нас есть валенки. Что нам вьюга да метель?! Хочешь, Мишенька, примерь.
Автор. Смотрит Белка из дупла.
Белка. Я орешков припасла. Высоко моё дупло. В нём и сухо, и тепло.
Автор. И ответил Мише крот.
Крот. Я под землёй устроил ход. Там с красавицей-женой будем пить мы чай зимой.
Автор. Крикнул Бобр Медведю с речки.
Бобр. Я дрова колю для печки. Дай мне, Миша, только срок - из трубы пойдёт дымок.
Автор. Вылез ёжик из листвы.
Ёжик. Про меня забыли вы. Здесь, в кустах, моя избушка. А в избе грибов кадушка.
Автор. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

Весенний ручеёк(Русская народная сказка)

Действующие лица: ручей, заяц, кабан, медведь, крот, автор

Автор. Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал — и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
Ручей. Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
Ручей. Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
Ручей. Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
Крот. Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
Автор. А ручей ему:
Ручей. Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и — не сдвинули!
Автор. Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.

А. Смирнов

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять - опять терять

Товарищей военных.

Которых ищут до сих пор

Награды боевые,

Один – сержант, другой - майор,

А больше – рядовые.

Я не прошу их каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперед

С потерями шагала.

О том, какая там пальба,

Как в сердце метят пули…

«Война, - вздохнут они, - война.

А помнишь, как в июле?»

Я просто рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,

Уже не ждут ответа,

Что даже лето на войне-

Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…

На меже

А. Сурков

У межи сожженной ночью ржи

Человек застреленный лежит,

Обгорелый синий василек

На лицо морщинистое лег.

Под волнистым облаком, в выси,

Жаворонок плачущий висит.

Человек всю жизнь не отдыхал,

Косил, и сеял, и пахал.

Приходил сюда, в густую рожь.

Слушать ветер и колосьев дрожь.

Эту рожь он дать врагу не мог

Он ее своей рукой поджег.

Немец у межи его настиг.

Выстрел. Стон. Короткийтихий вскрик.

Человек подкошенный свинцом,

На траву свалился вверх лицом.

На земле, которую любил,

На которой скоротал свой век,

Спит убитый пахарь.Это был

Работящий русский человек.

Занятие на 24.04.2020 г

Тема: Закрепление материала. Чтение по ролям.

Потешки

— Ты что делаешь?

— Ничего. А ты зачем?

— Тебе помогать пришел.

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А еще хочешь?

— Хочу.

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень.

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.

— Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— Что вы, ручки, работали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали? —

— Мы искали и смотрели –

Все пенечки оглядели.

— Тит, иди молотить!

— Брюхо болит.

— Тит, иди кисель есть!

— Где моя большая ложка?

— Лень, отвори дверь, сгоришь!

— Хоть сгорю, да не отворю.

— Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вот мой двор, голубой забор.

— Уж как сладки гусиные лапки!

— А ты едал?

— Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

— Здорово, кума!

— На рынке была.

— Аль ты глуха?

— Купила петуха.

— Прощай, кума.

— Полтину дала.

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда.

— Не идет.

— Так сам иди.

— Да он меня не пускает.

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, Заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

Зачем? (шутка)

— Для чего нужны нам уши? — Для того чтоб сказки слушать.

— А глаза? — Смотреть картинки.

— Руки? — Надевать ботинки.

— Ноги? — Чтоб в футбол играть.

— А язык. — Чтоб не болтать.

— Который час? — Двенадцать бьет.

— Кто вам сказал? — Знакомый кот.

— А мышка где? — В своем гнезде.

— Чем занята? — Штанишки шьет.

— Кому? — Супругу своему.

— А кто ее супруг? — Барон Кукарекул.

Английская песенка

— Маленькая девочка, скажи, где ты была?

— Была у старой бабушки на том конце села.

— Что ты пила у бабушки?

— Пила с вареньем чай.

— Что ты сказала бабушке?

— «Спасибо» и «прощай».

Разговор со снегирем

— Ты откуда, снегирек, прилетел в наш лесок?

— С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.

Юч-юч-юч, чу-чу-чу, звонко песенку пою.

— У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?

— Я не буду их бояться, пусть метут и злятся.

Для зимы я приберег теплый красный кожушок.

Обновка

— Кто купил в горошек ситец?

— Папа – вот кто.

— Сшила что за мастерица?

— Мама – вот кто.

— Кто в обновку нарядился?

— Маша – вот кто.

Кисонька

— Кисонька-Мурысонька, ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-Мурысонька, что там делала.

— Муку молола.

— Кисонька-Мурысонька, что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-Мурысонька, с кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна, не ешь одна.


Занятие на 27.04.2020 г

Тема: Действие - основа актерского искусства

.Что такое действие? Каковы его особенности?



Действие - это основополагающий элемент театра. Театр - это искусство действия. Оно служит основным средством выражения жизни на сцене, с его помощью раскрываются характеры персонажей, передаются их мысли, чувства, переживания.

В жизни словом «действие» называют любую работу, любое дело, поступок. Но понять сущность действия не так легко. В русском языке действие обозначается глаголами, но далеко не каждый глагол подходит для обозначения сценического действия. К примеру, если сказать: человек встал со стула, подошёл к двери, открыл её, вышел наружу, - вряд ли можно будет понять, что он сделал. Другое дело, если назвать действие - «человек идёт в магазин за хлебом». Всё становится ясно потому, что обозначена конкретная направленность поведения. В этом заключена одна из особенностей действия - оно всегда направлено к определённой цели. Но наличие цели ещё не полностью характеризует действие (можно пойти в магазин за хлебом, но так и не купить его по каким-то причинам), ведь надо что-то сделать для её достижения, приложить какие-то волевые усилия, иначе стремление к цели останется намерением и не перейдёт в действие.

Получается, что действие и есть осуществление стремления к какой-либо цели. Хоть это далеко и не полная формулировка, но в ней нашли отражение основные особенности действия: волевое начало и наличие цели.

Волевой характер действия отличает его от чувств (устойчивое эмоциональное отношение к явлениям действительности). Действия героя в пьесе нельзя определить следующим образом: радуется, огорчается, удивляется, обижается, так как эти глаголы не выражают действия. Действие требует волевых усилий, то есть в воле человека, совершить его или нет. Чувства же в противоположность действию возникают непроизвольно, в ответ на какие-то обстоятельства, факты, события. К примеру, исполнение желания вызывает радость, неудача - огорчение, несправедливость или подлость - гнев, раздражение. Поэтому, чтобы не путать действия и чувства, надо спросить себя - смогу ли я это сделать, зависит ли это от моей воли? Нельзя, к примеру, заставить себя испытывать чувства жалости, но вот утешить кого-то, успокоить можно. Точно так же нельзя заставить себя удивляться, обижаться, радоваться, восторгаться. Следовательно, все эти глаголы обозначают чувства. Но вот удивить, обидеть, обрадовать человека можно по своей воле. Значит, этими глаголами обозначены действия.

Стоит, несомненно, учитывать, что неверно называть действие глаголами, обозначающими констатацию какого-то свершившегося факта (ибо здесь отсутствует волевое начало, присущее действию).

Это можно проиллюстрировать следующими примерами: гуляя по парку, человек слышит странный звук не далеко от фонтана. «Слышит», «услышал» - это не действие. Ведь для того, что бы услышать этот звук не требовалось никаких волевых усилий. По той же причине не может считаться действием то, что в разговоре с собеседником человек что-то понял (или не понял) или, например, нашёл на дороге кошелёк. А вот «прислушаться к звуку» (понять, что за звук), «постараться понять собеседника», «поднять кошелёк» (так, чтобы никто не заметил) - это действие.

Если волевое начало позволяет отличить действие от чувств, фактов, то наличие цели отличает его от движений. Ведь движения на сцене тесно связаны с действием, так как обычно составляют внешнюю его сторону, но в отличие от действия, которое всегда имеет какую-то целевую направленность, они сами по себе этой направленности не выражают. И приобретают смысл лишь в зависимости от того действия, с которым связаны. К примеру, если вернуться к действию «человек идёт за хлебом». Выполняя его, нужно встать со стула, подойти к двери, открыть дверь, выйти наружу, то есть совершить ряд движений (из них, в конечном счёте, и сложилось действие). Однако если просто перечислить все эти движения, то можно, лишь предположить, что человек сходил за хлебом, а не вышел вынести мусор или просто прогуляться по улице и т.д. Но в данном случае был назван целый ряд движений, а если взять только одно из них, например «встал со стула», то его можно сделать с сотней самых разных целей. Отсюда следует заключить, что движения необходимы для выполнения действия и тесно связаны с ним, но при всём при этом они составляют только внешнюю форму действия (к ней, кроме движения, относится и мимика актёра и речевые интонации). Действие имеет две стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую). Психическая сторона действия определяется целью его. В ней заключена суть действия. Физическая сторона складывается из тех или иных мускульных движений, при помощи которых осуществляется эта цель. Обе эти стороны неотделимы друг от друга: психическая сторона действия проявляется в физических движениях, а те, в свою очередь, передают внутреннюю его суть. Когда отрывают физическое действие от внутреннего, то действие перестаёт быть действием - оно превращается в ряд каких-то механических движений. Поэтому надо всегда помнить о его единой психофизической природе.

В зависимости от характера действий они лишь условно подразделяются на психологические, физические и словесные. К психологическим относятся действия, требующие какого-то серьёзного движения мысли (к примеру, человек что-то обдумывает, принимает решение, вспоминает что-то, мечтает и т.д. и т.п.). Физические действия связаны преимущественно с изменением окружающей материальной среды (к примеру, разбираю стол, пишу задание, готовлю ужин, одеваюсь, умываюсь и т.д.). Словесные же действия - действия, осуществляемые при помощи слов (убеждаю, доказываю что-то, спорю, объясняю и др.). Но надо понимать, что все эти действия неотделимы одно от другого. Любое психологическое действие как-то обязательно проявляется в непроизвольных жестах, в мимике лица, выражении глаз. Физическое действие всегда сопровождается какими-то мыслями, оценками (разбирая стол, можно оценивать обстановку, что-то решать, о чём-то думать или мечтать). Ну а словесное действие является выражением наших мыслей и к тому же сопровождается мускульными движениями губ и мимическими изменениями на лице. Словом, действие имеет единую психофизическую природу.

Действие, которое актёр должен совершить на сцене, часто предлагается ему в виде задачи. Действенная задача включает в себя три момента: что я делаю (само действие), для чего и зачем я это делаю (мотивировка действия) и как, каким образом делаю (приспособление). При этом заранее устанавливается только то, что актёр должен сделать и зачем. Например, если перед актёром ставится задача помочь другу, который попал в беду, то намечается действие, которое он должен для этого выполнить - успокоить (утешить, обнадёжить, отвлечь и т.д.) товарища. Что же касается того, как актёр будет это делать, - наперёд не оговаривается. Внешнюю сторону действия (приспособления) он должен найти в самом ходе выполнения задачи, в результате непосредственного восприятия партнёра, оценки его поведения, общения с ним и т.д. Так сказать, приспособления должна подсказывать актёру его творческая природа.

Если задача касается какого-то одного действия и исчерпывается его выполнением, то это довольно просто. Но есть ещё задачи, которые называются основными. Они уже относятся к тому, что делает персонаж на протяжении целого куска пьесы, действие которого вызвано каким-то событием, и состоят из ряда простых действенных задач.

Определить линию действия персонажей в пьесе не всегда просто. Ведь действие в пьесе может выражаться в репликах персонажей не только прямо, но и косвенно. Кроме того, существуют действия без слов (физические или психологические). Поэтому при определении действия нельзя опираться только на текст пьесы. Чтобы создалось верное и достаточно полное представление о линии действия персонажей, необходимо сначала внимательно продумать предлагаемые обстоятельства, в которых эти персонажи действуют, и понять общую направленность (то есть основные задачи) их поступков.

2.Какое значение имеет действие в создании на сцене реалистического образа?

театр актерский сцена

Действие, в искусстве актёра, имеет превалирующие значение в создании на сцене реалистического образа.

Прежде всего, роль действия заключается в создании характера героя. В жизни мы оцениваем человека по его поступкам, в театре - зритель получает представление о герое по тем действиям, которые совершает актёр. Именно через действия раскрываются на сцене взгляды персонажей, их стремления, склад психологии, внутренний мир, вкусы, привычки - словом, всё то, что входит в понятие «человеческий характер». Следовательно, действие на сцене является для актёра основным выразительным средством. Но, чтобы создать живой сценический образ, актёр должен перевоплотиться в человека, которого он играет, то есть зажить его чувствами, эмоциями, переживаниями. И чтобы это воплотить в реалистический образ актёр прибегает к действию. Известно, что чувства, как правило, возникают непроизвольно. Действуя на сцене, осуществляя те или иные цели, актёр включает в работу всю свою человеческую и творческую природу, весь свой организм. Поэтому столкновение с предлагаемыми обстоятельствами пьесы может вызвать у него - без всякого насилия над собой - искренние чувства и переживания. Иными словами, действие оказывается «рычагом», который «оживляет» актёра на сцене и способствует рождению у него чувства. Оно не только характеризует человека, которого ему приходится играть, но и помогает актёру перевоплотиться и создать на сцене реалистический образ.

Если актёр на сцене будет играть роль без действия, то это будет плохо и абсолютно не реалистично, что приведёт к неминуемому упадку всей постановки! Это в корне противоречит лучшей традиции русского театра - «живой театр». Ведь тогда это будет выглядеть так, что актёр просто произносит слова, делая вид, что он что-то чувствует, переживает. Ведь и характер, и чувства, и эмоции можно изобразить с помощью мимики, каких-то жестов, движений, речевых интонаций и других внешних приёмов. Например, «играя» добряка - он будет сладко улыбаться, а играя злодея - хмурить брови и «сверкать» глазами. Таким же способом можно показать человека умного и глупого, честного и лживого, и т.д. И чувства можно «сыграть». Для того чтобы передать удивление - надо пошире раскрыть глаза и рот; чтобы показать, что человек в отчаянии, - надо закрыть глаза и обхватить голову руками; чтобы показать, что он сердится - покрепче сжать губы, прищурить глаза и говорить отрывисто, сухо.

Так можно показать всё что угодно. И это совсем не трудно. Но именно показать, а не сыграть. В этом случае на сцене вместо живого человека перед зрителем будет его маска. То, что он говорит и делает, не вызывает веры, не пробудит у зрителя и партнёров по сцене никаких чувств, не даст возможность сопереживать. Да и характер человека не будет создан, а лишь изображён. Такие внешние, оторванные от действия приёмы изображения в театре называют штампами. А штампы ест, не что иное, как вредители любого искусства. И в данном случае - театра, как вид искусства.

В пример хочется привести действия актёра Леонида Куравлёва из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Та сцена, когда Шурик с помощью своего изобретения (машины времени) убирает стену и из соседней комнаты к ним попадает вор Милославский, которого и играет Куравлёв. Быстро смекнув, Милославский тут же понимает, что может использовать это изобретение в своих воровских делах. Но естественно не хочет выдать этого. И он начинает обращаться к Шурику с различными рода вопросами - держа в уме как присвоить эту машину себе, что явно проявляется для зрителя в его поведении, интонации, жестах, вопросах с неким скрытым смыслом, который Шурик, впечатлённый успехом и лестью очевидно не видит. Но тут рядом есть ещё один персонаж - Бунша, которого играет Юрий Яковлев, который может помешать Милославскому. Всё истинное действие Милославского к Бунше явно заставить его молчать и не вмешиваться и показать его ничтожность. И особенно ярко это выражается во фразе Милославского:

Бунше: Тьфу на вас!

Шурику: Так что вы говорите?

Бунше: Тьфу на вас ещё раз!

В одной небольшой сцене у него сразу два кардинально разных действия к двум персонажам находящимся рядом. И это очевидно для зрителя, который сразу понимает это по его мимике, интонации и отношению, которые так ярко и убедительно проявляется.

Упражнения по актерскому мастерству

Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

1

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias.

Цель подобных игр – с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь – один отрежь», «Баба с возу – кобыле легче» и т.п.

2

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения. В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

ПРАКТИЧЕСКОЕЗАДАНИЕ:

Давно уже его на свете нет,
Того русоволосого солдата…
Письмо плутало двадцать с лишним лет,
И все таки дошло до адресата.
Размытые годами как водой
От первой буквы до последней точки,
Метались и подпрыгивали строчки
Перед глазами женщины седой…
И память молчаливая вела
По ниточке надорванной и тонкой,
Она в письме была еще девчонкой,
Еще мечтой и песенкой была…
Он все сейчас в душе разворатил…
Как будто тихий стон ее услышал-
Муж закурил и осторожно вышел
И сын куда-то сразу заспешил…
И вот она с письмом наедине,
Еше в письме он шутит и смеется,
Еще он жив, еще он на войне,
Еще надежда есть-что он вернется…

***

«МАТЕРИНСКИЕ СЛЕЗЫ»

Как подули железные ветры Берлина,
Как вскипели над Русью военные грозы!
Провожала московская женщина сына…
Материнские слезы, Материнские слезы!

Сорок первый – кровавое знойное лето.
Сорок третий – атаки в снегах и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета…
Материнские слезы, Материнские слезы!

Сорок пятый – за Вислой идет сраженье,
Землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет свеча ожиданья…
Материнские слезы, Материнские слезы!

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу
Над костями врага у можайской березы.
Сын седой возвратился к родному порогу…
Материнские слезы, Материнские слезы!

***

НИКТО НЕ ЗАБЫТ
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

(А. Шамарин)

***

«ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ…»

Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью
Куда ж теперь идти солдату
Кому нести печаль свою
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок
Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него
Сказал солдат
Встречай Прасковья
Героя мужа своего
Готовь для гостя угощенье
Накрой в избе широкий стол
Свой день свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел
Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний вечер
Траву могильную качал
Вздохнул солдат ремень поправил
Раскрыл мешок походный свой
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой
Не осуждай меня Прасковья
Что я пришел к тебе такой
Хотел я выпить за здоровье
А должен пить за упокой
Сойдутся вновь друзья подружки
Но не сойтись вовеки нам
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам
Он пил солдат слуга народа
И с болью в сердце говорил
Я шел к тебе четыре года
Я три державы покорил
Хмелел солдат слеза катилась
Слеза несбывшихся надежд
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт
Медаль за город Будапешт

(Исаковский М.)

СЛАВА

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

1942г.

Д/о "Маска "Задания на лето